Дети с ограниченными возможностями здоровья (это дети в возрасте от 0 до
18 лет с физическими и/или психическими недостатками, имеющие ограничение
жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными
заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

Основные трудности
Любые ограниченные возможности здоровья накладывают отпечаток на ребенка и его семью. Часто такие дети находятся дома, в изоляции. Родители особенных детей не всегда
готовы показать ребенка обществу. Иногда это невозможно сделать. Особенным детям трудно общаться со сверстниками и выражать свои мысли и эмоции. У них часто не развита невербальная коммуникация. Поэтому очень важно с ответственностью и верными знаниями подходить к обучению таких детей

Привлечение к занятиям
В педагогике существуют методы и методики работы с детьми разного возраста. Каждому возрасту присущи свои особенности развития, которые учитывают педагоги при планировании своей работы. Но если в школе педагог опирается на свое образование и опыт, то, как решать данные проблемы родителям ребенка с ОВЗ, который не посещает школу или детский сад? Что делать волонтерам, пришедшим работать с такими детьми?
Здесь нужно всегда помнить: ребенок остается ребенком, и в каком бы техническом прогрессе не находился мир вокруг, ведущей деятельность малыша была, есть и будет –игра!Об этом должен помнить любой человек, который связывает свою деятельность с воспитанием и развитием детей.

Значение игрового процесса
Игры всегда являлись основой коррекционной деятельностью для детей. Они развивают логику, тренируют воображение и память. С помощью игрового процесса дети отрабатывают важнейшие навыки коммуникации, учатся контролировать себя и своё поведение. Для них это самый лучший способ познания и обучения. В игре потенциал ребёнка развивается и направляется в нужное русло. Появляется интерес к учебно развивающим занятиям. С помощью игр дети корректируют движения и быстрее адаптируются в окружающем пространстве. Они направляют внимание на взаимодействие с ровесниками, родителями и специалистами, учатся добиваться результатов.

Значение творческого процесса
Творческая деятельность является для ребенка естественным способом познания себя и
окружающего мира. Творчество развивает моторику малыша, его мышление и восприятие. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры. Она наглядна, продуктивна и дает возможность оценить результат. В творческой среде у ребенка с особенностями есть возможность отразить свои переживания опосредованно через цвет или образ, что очень важно, т к таким детям бывает сложно выразить свои мысли и эмоции словами.
При регулярных упражнениях дети с ОВЗ добиваются весомых результатов

Реабилитация
Для развития коммуникативных умений и психоэмоциональной адаптации детям инвалидам
рекомендовано посещать развивающие занятия. Очень важно, чтобы они проходили регулярно, под контролем специалиста и были подобраны индивидуально. Любые игры и занятия могут проводиться только в специально оборудованных комнатах.
1 Индивидуальные уроки со специалистом. На занятиях ребёнок изучает и играет с
различными развивающими устройствами Благодаря адаптированным игрушкам, которые
содержат разные сенсорно тактильные элементы, дети с недостатками слуха и зрения
увлекательно проводят время и получают новые знания.
2 Групповые занятия. Они проводятся в специализированных кабинетах под контролем
специалиста. Дети с отклонениями здоровья играют с мягкими игрушками, светящимися
шариками, разными по величине мячиками и другими предметами.
3 ЛФК и реабилитация. Активные игры благоприятны для детей с ОВЗ. Они улучшают
координацию и физические способности, расширяют спектр движений и их амплитуду,
укрепляют уверенность в своих навыках и умениях.
Лайфхаки по привлечению детей к занятиям
- Придумайте историю с любимыми персонажами ребенка. Предложите покормить любимую куклу (если,например, необходимо слепить что-то, а может быть это будет аппликация).
- Вы учите ребенка читать? Буквы никак не складываются в слова?Устройте путешествие в страну «Букляндию», где эти буквы живут в своих домиках(домики нарисуем, а буквы слепим из пластилина, вырежем из бумаги и т.п.). Пусть буквы ходят в гости друг к другу – это слоги
- Если вы знаетет ему предстоящего занятия, можно подобрать загадку по этой теме, рассказать ребенку небольшой стих,все, на что хватит фантазии.
- Если ребенок не может усидеть на месте, попробуйте использовать песочные часы. Как только вы садитесь заниматься, выставите часы. Начинаете с минуты. Если вдруг у вас сразу не получится, наберитесь терпения. Как только ребенок привыкнет заниматься 1 минуту, добавляете следующую.
Заключение
Занятиядля детей с особенностями развития должны проходить в игровой форме
совместно с родителями в индивидуальной или групповой форме для коррекции их
развития с помощью творческих занятий
Ребенок
должен быть окружен поддержкой и заботой для того, чтобы не чувствовать себя
ущемленным Наша задача помочь раскрыться потенциалу таких детей через свободное
самовыражение Давайте относиться к ним с должным вниманием и любовью!
