Аутизм это неврологическое расстройство, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека У людей с аутизмом измененная чувствительность к звукам, прикосновениям, зрительным образам, вкусам, запахам и движениям. Им трудно уделять внимание более чем одному ощущению в один момент времени
Познавательная сфера
Большинство людей с аутизмом лучше воспринимают информацию зрительно, а не на слух. Во время разговора человек с аутизмом нуждается в продолжительных паузах, чтобы обработать вербальную информацию. Ему может потребоваться дополнительное время, чтобы ответить на вопрос или принять решение. Визуальная информация (диаграммы, кодирование цветом, символические изображения, письменная информация) могут помочь человеку с аутизмом лучше понимать чужую речь.

Социальное взаимодействие
Социальные навыки у людей с аутизмом могут быть очень разными, но все они испытывают какие то трудности в восприятии социальных сигналов Некоторые кажутся погруженными в свой внутренний мир (хотя в реальности они могут остро осознавать все, что происходит вокруг) Другие общительны и ориентированы на других людей Но им все равно трудно правильно понимать социальные ситуации и выбирать уместные ответы Практически всем людям с аутизмом может помочь то или иное обучение социальным навыкам

Поведенческие особенности
Приверженность рутине
Люди с аутизмом часто высоко ценят устоявшуюся рутину и в любой новой обстановке быстро вырабатывают рутинное поведение Изменения в привычном порядке могут очень сильно их расстраивать, так что желательно всегда заранее подробно описывать им предстоящие изменения Человек с аутизмом может испытать сильное беспокойство, если вещи переложили в другие места или если в помещении сильный беспорядок
Фиксации
Люди с аутизмом часто имеют фиксацию на любимой теме или занятии Если у них развиты способности к устной речи, они могут постоянно говорить об этом, монополизируя беседу
Внимание к деталям
Некоторые люди с аутизмом обладают развитой способностью сосредотачиваться на деталях и замечать последовательности Эта особенность делает их довольно способными в работе, ориентированной на детали
Рекомендации волонтерам
Очень часто людям с аутизмом сложно выполнять те или иные действия. Трудности с крупной моторикой могут выражаться в общей неуклюжести, странной осанке и походке. Люди с таким диагнозом также испытывают проблемы и с мелкой моторикой. Им сложно захватывать мелкие предметы, выполнять письменную или творческую работу. Зная об этих особенностях, волонтер должен с особым вниманием и осторожностью подходить к ребенку с аутизмом, соблюдая дистанцию. Если ребенок не идет на контакт и держится настороженно, волонтер не должен навязывать ему свое общение. В случае, когда волонтер сумел найти подход к ребенку, он должен понаблюдать за его реакциями на свои действия. Если ребенок готов заниматься творческим заданием, необходимо оценить, какие вещи он может выполнять самостоятельно, а в каких ему потребуется помощь Если ребенок по каким то причинам не хочет заниматься, можно предложить ему поиграть в его любимые игрушки или выполнить какое нибудь активное действие Позитивный настрой и эмоциональное поведение волонтера поможет ему завладеть вниманием такого ребенка, что положительно скажется на их взаимодействии
Как реагировать на истерику ребенка с аутизмом
Дети с аутизмом часто бывают подвержены истерикам. Если вы стали свидетелем такогоповедения, выполняйте следующие инструкции:
- Не нужно успокаивать ребенка, отойдите в сторону, дайте ему выплеснуть свои эмоции.
- Когда ребенок успокоится и придет в себя, похвалите его за то, как он с этим справился.
- Предложите ему совместное и привычное для него действие.
- Если ребенок настроен на занятие с вами, используйте поведенческие импульсы. Говорите четко и кратко, это поможет ему сконцентрировать свое внимание.
- Дайте ему пару простых заданий. Похвалите, если он их выполнил. После того, как ребенок втянулся в работу, можно повышать уровень ее сложности.
- Ведите себя весело и эмоционально, предложите ему поиграть в активную игру.
- Если вы правильно определили, что мотивирует ребенка, то это обязательно приведет
Заключение
Общественные пространства сейчас постепенно адаптируют под людей с особенностями, так что встретиться с ними на улице теперь можно чаще К сожалению, с такими людьми не многие идут на контакт И люди с аутизмом не исключение У них есть потребность в общении, просто ведут они себя по особенному и реагируют совсем не так, как мы привыкли Если вы столкнулись с таким человеком, проявите доброту, терпение и понимание Ему будет приятно увидеть вашу улыбку и услышать доброе слово в свой адрес Каждый человек нуждается в принятии Давайте поможем людям с особенностями чувствовать себя частью общества!
Скачать пост в виде PDF