Полезная информация

Работа с волонтёрами: интервью с координатором волонтёров добровольческого движения «Дорогою Добра» Эльвирой Колыхановой

В этом интервью мы побеседовали с Колыхановой Эльвирой Анатольевной – координатором волонтёров добровольческого движения «Дорогою Добра». С 2021 года Эльвира осуществляет деятельность по отбору, проведению собеседований и документальному оформлению волонтёров. Содействие нашему проекту оказывает Администрация городского округа Домодедово: для встреч с волонтёрами было выделено помещение по адресу ул. Советская, 10, а для проведения семинаров «Школы волонтёров» – предоставлен зал в библиотеке им. А. Ахматовой.

– Как всё начиналось?
– История волонтёрского движения «Дорогою Добра» началась в 2013 году. Названия тогда не было, было только три человека с большим желанием помогать, которым удалось создать инициативную группу.
На момент начала нашей добровольческой деятельности, в городе Домодедово не было ни одной волонтёрской организации, которая бы помогала социально незащищённым категориям людей. Мы решили создать такую организацию, объединившую волонтёров и всех неравнодушных, желающих помогать другим.
– Как происходит работа с волонтёрами в организации?
– В своей деятельности мы используем опыт добровольческого движения «Даниловцы».
Прежде всего волонтёр заполняет специальную анкету (Яндекс форму). Анкету волонтёра можно найти на сайте «Дорогою Добра» DOROGOYUDOBRA.RU или на нашей страничке в социальной сети ВКонтакте.
После этого с волонтёром связывается координатор, проводит собеседование и добавляет его в общий волонтёрский чат по результатам общения. Дополнительно волонтёры в зависимости от своих предпочтений и возможностей вступают в чаты по направлениям деятельности. Отдельные чаты есть у группы волонтёров приюта, у группы волонтёров инклюзивной арт-студии, у группы волонтёров по развозу адресной помощи.
Чтобы волонтёрам было легче вас найти, в СМИ, в социальных сетях, на страничках блогеров и сообществ размещайте посты о своей организации с призывом стать волонтёром.
– Расскажите про подготовку волонтёров и обратную связь после первой встречи.
– Перед первым участием в мероприятии с волонтёром связывается координатор волонтёров и координатор (педагог) по выбранному направлению. Они рассказывают волонтёру о нюансах и правилах работы на мероприятии.
После проведения мероприятия координатор волонтёров снова встречается или созванивается с «новобранцем». Происходит обмен эмоциями, ожиданиями и впечатлениями. Если есть вопросы, то координатор подробно на них отвечает и объясняет специфику решения тех или иных ситуаций.
– В чём секрет постоянного притока волонтёров?
– Согласно нашему опыту, для обеспечения регулярного притока волонтёров нужно грамотно вести социальные сети, продвигать свой сайт, участвовать в городских мероприятиях и проводить собственные, обязательно сотрудничать со СМИ, блогерами и общественными объединениями.
В социальных сетях мы приглашаем присоединиться к нашему добровольческому движению, пройти обучение в «Школе волонтёра», прийти в гости на мероприятие, посетить встречу-знакомство. Обязательно публикуем фото и видео волонтёров на мероприятиях: люди узнают друзей, соседей, знакомых, и это тоже мотивирует. В 2020 году наши волонтёры в рамках проекта при поддержке Фонда президентских грантов написали короткие истории о своей работе с особенными детьми, поделились волонтёрским опытом и записали видеообращения. Рассказы об успехах детей, отзывы родителей и гостей мероприятий также вдохновляют людей на помощь и участие.
Регулярные публикации в газете, на информационном портале, эфиры на местном телевидении – любые позитивные информационные материалы помогут рассказать жителям вашего города о вашей нужной работе, в короткий срок охватив большую аудиторию. Не забывайте передавать корреспондентам контактную информацию или размещать ссылку на сайт и социальные сети вашей организации.
– Расскажите подробнее об анкете волонтёра РМДОД «Дорогою Добра».
– Мы составили нашу анкету таким образом, чтобы можно было располагать наиболее полной информацией о приходящем к нам человеке, составить его психологический портрет. Мы просим кандидатов указывать следующие данные: ФИО, дату рождения, контактный телефон, специальность, род деятельности, место работы. Запрашиваем ссылки на аккаунты в соцсетях, узнаём про волонтёрский опыт и причины, по которым человек решил оказывать помощь. В конце мы предоставляем список наших проектов, чтобы волонтёр мог отметить интересующие его направления. Далее необходимо созвониться с потенциальными волонтёрами и назначить собеседование.
– Кто такой координатор волонтёров?
– Координатор волонтёров всегда «за старшего». Координатор волонтёров в нашей организации – это наставник для волонтёров, посредник между ними и подопечными. Он отвечает за привлечение новых людей, проводит с ними собеседования и инструктажи, осуществляет коммуникацию в волонтёрских группах, сопровождает добровольцев на занятиях, контролирует их работу, помогая в сложных ситуациях. К координатору в любой момент можно обратиться за советом. Он не боится нести ответственность за других людей, стремится быть внимательным, терпеливым, дисциплинированным и открытым к общению. Доверие волонтёров для него очень ценно.
– У вас есть опыт привлечения к волонтёрству студентов?
– В начале 2022 года мы сделали презентацию о разных видах волонтёрской деятельности с фото- и видеоматериалами на примере нашего инклюзивного проекта. Эту презентацию мы продемонстрировали студентам колледжа «Московия» и Домодедовского отделения РосНОУ, средним и старшим ученикам частной школы ШАР.
В «Московии» мы провели выездной семинар «Школы волонтёра», получив от студентов хороший отклик. У колледжа есть своё волонтёрское движение, с которым мы договорились о сотрудничестве.
Ребята из «Московии» и РосНОУ делились с нами, что задумываются о волонтёрской деятельности в рамках получаемых профессий – в сфере МЧС, озеленения и др.
Из колледжа «Московия» к нам в инклюзивную арт-студию «Волшебная шкатулка» на занятия по фотографии, живописи, графическому дизайну и лепке записались и ходят четверо студентов с ОВЗ, один студент посещает «Школу общения».
Тема фотографии увлекла студентов, и мы провели удачный выездной урок по фото в стенах колледжа в инклюзивной группе.
Встречу на тему волонтёрства в частной школе ШАР мы объединили с рассказом о нашем подопечном, для которого недавно открыли сбор средств. Руководство школы совместно с учениками организовало благотворительную ярмарку, где было собрано более 30% от величины сбора.
– Расскажите о волонтёрской книжке.
– Волонтёры регистрируются на сайте DOBRO.RU, подают заявки как на наши мероприятия, так и на любые другие.
По окончании мероприятий, в которых участвовал волонтёр, ему проставляются часы и оценки, которые отражаются в личном кабинете.
Личный кабинет на этом сайте как раз и является электронной волонтёрской книжкой.
– Как вы достигаете сплочения команды волонтёров?
– Для создания сплочённой команды мы рекомендуем организовывать для волонтёров регулярные неформальные встречи. Раз в один-два месяца собирайте добровольцев в кафе, где можно обсудить разного рода вопросы, поделиться друг с другом опытом и эмоциями, приятно провести время за настольными играми или мастер-классами. Ребят постепенно открываются друг другу, между ними устанавливаются более доверительные отношения, что плодотворно сказывается и на рабочем пространстве. Волонтёры становятся инициативнее, охотнее высказывают свое мнение, предлагают уникальные идеи, позволяющие улучшить процесс совместной работы.
Сколько бы волонтёров не числилось в группе, регулярно ходит, как правило, лишь четверть от этого числа. На этих волонтёрах я рекомендую сделать акцент. Пусть таких людей будет немного, зато вы сможете на них положиться.
– Как замотивировать волонтёров к обучению?

– Мы часто сталкиваемся с тем, что добровольцы не заинтересованы в обучении. В рамках наших проектов мы проводим для волонтёров семинары. Поначалу новички их охотно посещают. Однако спустя некоторое время волонтёры начинают чувствовать себя увереннее и перестают приходить. В этом случае нам приходится снова говорить о мотивации. Можно подумать о том, как сделать тренинги более интересными: например, проводить психологические игры или разбирать на семинарах актуальные проблемы самих волонтёров.
Важно помнить, что каждый волонтёр – это лицо вашей организации; человек, ответственный за оказание помощи другому. Помимо чудесных человеческих качеств – милосердия, заботы, сопереживания, он должен обладать определёнными профессиональными навыками, особенно если работает с детьми с ОВЗ.
Обучение волонтёров должно носить систематический характер. Необходимо проводить инструктажи перед мероприятиями, семинары, лекции, тренинги на различные темы – от оказания первой помощи до психологической разгрузки. Семинары нашей «Школы волонтёра» всегда информативны и разнообразны.

Материал создан при поддержке Фонда президентских грантов.
Для преподавателей