Полезная информация

Тренинги личностного роста для подростков с ОВЗ

Подзаголовок: Клинический психолог Мария Зеленщикова подробно рассказывает, как можно организовать и проводить тренинги личностного роста для подростков и молодёжи в инклюзивных группах. Интервью будет интересно специалистам, работающим с детьми с особыми потребностями, родителям детей-инвалидов, а также сотрудникам образовательных учреждений, создающим инклюзивную среду.

Мария, здравствуйте! Давайте познакомимся с нашей аудиторией.

Здравствуйте, меня зовут Мария Зеленщикова. Я детский клинический психолог, более десяти лет работаю с детьми. Три года назад я начала вести занятия в инклюзивных группах ИАС «Волшебная шкатулка». Накопленный практический опыт в проектах волонтёрского движения «Дорогою Добра» даёт возможность делиться с коллегами наработками, методикой и системой построения инклюзивных кружков, секций, клубов. Особенностями и секретами проведения занятий в инклюзивном формате.

В Домодедово наши занятия проходят при активном содействии Администрации городского округа Домодедово и «Фонда президентских грантов».

Инклюзивная педагогика проходит этап становления, поэтому любой опыт профессионалов очень важен. Расскажите о вашем.

Тема инклюзивной педагогики с детьми с ОВЗ – очень актуальна, но мало кто может эффективно реализовать данное направление работы. Инклюзия предполагает наличие нормотипичных участников группы как ресурса для обучения и развития особенных детей и подростков.

Идея проведения занятий по личностному росту возникла у нас два года назад, когда мы заметили, что в разновозрастных группах подростки с ОВЗ нуждаются в отдельных, иных темах, чем более младшие участники.

Жизненный опыт подростка с ОВЗ, социально-коммуникативный опыт редуцирован. Большую часть жизни эти ребята проводят дома или в реабилитационных центрах. Не получая полноценного насыщенного опыта общения, самостоятельного взаимодействия с другими детьми и взрослыми, ребята просто-напросто не умеют действовать в тех или иных ситуациях.

Дети с ОВЗ в силу своих особенностей нуждаются в тесной опеке со стороны родителей, которые оберегают их от сложностей. Выбор в различных вопросах за ребёнка зачастую осуществляют родители. Такие дети не выбирают себе одежду, потому что не ходят в магазин. Не имеют представления о моде и современной музыке, не умеют знакомиться и непринужденно общаться.

В этом году в рамках проекта «Территория принятия» вы открыли занятия для подростков в «Школе общения». Какая цель занятий?

Восполнение социального опыта – вот главная цель наших подростковых групповых занятий. Личностный рост, развитие социально-коммуникативных навыков, расширение представлений о себе, понимание себя, своих интересов, вкусов. Регулярное принимающее общение, интерес со стороны других участников группы, стабильные дружеские взаимосвязи – всё это является источником позитивного социального опыта, позволяющего расширить и укрепить социальную роль подростка с ОВЗ в обществе.

Мария, расскажите, как лучше сформировать группу?

Группа функционирует в режиме одного раза в неделю, занятие длится час. В подростковую группу мы принимаем ребят от 13 до 23 лет, имеющих различные диагнозы. Вместе с ребятами приходят их братья и сёстры, родители, бабушки и другие родственники. Если ребёнку необходимо сопровождение, с ним вместе занимается родственник или волонтёр. Занимаются с нами ребята как с ментальными нарушениями, так и без, имеющие статус ОВЗ по соматическим заболеваниям. Таким образом, мы достигаем инклюзии и равенства участников за счет разнообразия интеллектуального потенциала, возрастного состава, дополненного состава.

На этом мне хотелось бы остановиться поподробнее. Состав группы и является основным ресурсом и залогом её успешного функционирования. Одному педагогу сложно вести группу подростков с однообразными нарушениями. А если в группе будут дети с сохранным интеллектом, с сохранной эмоциональной сферой, сопровождающие взрослые и волонтёры – группа станет ресурсной, обучающей. Участники смогут восполнять свои пробелы за счёт опыта других. Поэтому в группе приветствуется максимальное разнообразие участников и обязательно наличие ресурсных ребят и взрослых.

Сколько ребят и молодых людей могут заниматься в группе одновременно?

Оптимальная численность — от восьми до двенадцати человек, так как тренинги личностного роста предполагают, что каждый из участников будет высказывать своё мнение, каждого необходимо услышать, обсудить с ним задание. С большим количеством участников группа потеряет интерес. Наши занятия проводятся в формате «за общим столом». Работа в подгруппах или парах не используется, поскольку сложно обеспечить ресурсность каждой из подгрупп. Внимательно слушать каждого из участников – это задача не из лёгких, поэтому количество должно быть небольшим.

Мария, за много лет работы вы наверняка сталкивались с ситуациями, когда необходимо ограничить участие ребят в группе?

Есть достаточно много категорий ребят, участие которых в тренингах будет нежелательным. Во-первых, это подростки, не способные контролировать свое поведение, представляющие опасность для других и для себя. Далее – агрессивные подростки, постоянно находящиеся в депрессивном состоянии, подверженные сильным эмоциональным реакциям. А вот уровень развития моторики и речи не столь принципиален, если с ребёнком постоянно присутствует индивидуальный сопровождающий или волонтёр. Для подбора участников в группу рекомендуется проводить предварительное собеседование с целью оценки потенциала участника и его способности находиться в группе. Не стесняйтесь отказывать. Помните: вы отвечаете за безопасность и эффективность каждого из участников группы.

Мария, посоветуйте коллегам, как лучше организовать пространство для занятий?

Аудитория должна быть изолированной, с одним входом. Необходимо обеспечить тишину во время занятий, отсутствие отвлекающих факторов. Если процесс занятий будет сопровождаться работой за столом, то стол должен быть общим для всех, чтобы каждый из участников группы мог видеть другого.

Для коммуникативных заданий, игровых упражнений необходимо свободное пространство с посадочными местами. Может быть, вам потребуется большой экран.

Хорошо предусмотреть фотозону, тематическое содержание которой можно менять в зависимости от праздников и времени года.

С какими материалами будут работать участники группы в течение года?

Материалы зависят от тех методов и приёмов работы, которые вы будете использовать на занятиях. Вы как ведущий можете отдавать предпочтение тем материалам, которые вдохновляют именно вас. И уже на этом материале изучать и анализировать различные жизненные и социальные процессы. Например, если вы любите рисовать, то на занятиях вы можете давать задания: нарисовать себя, свою семью, друзей, увлечения и т.д. Если вы увлекаетесь фотографией, то можно построить занятия на этой основе, включив в анализ и обсуждение основные темы личностного развития. Не столь важно, на каком материале вы будете работать, главное – что и как вы будете обсуждать вместе с подростками в группе.

Я, например, люблю делать коллажи из картинок из старых журналов, а также настольные игры и метафорические карты.

Периодически рекомендуется менять тип проведения занятия: проводить праздничные, игровые встречи, использовать необычный формат, создавая эффект новизны и повышая мотивацию к посещению.

Мария, благодарим за желание делиться профессиональным опытом и несомненно полезный материал! Обязательно продолжим наш разговор в следующем интервью.

Продолжение диалога с Марией Зеленщиковой, детским психологом, читайте в нашем материале: Методические секреты и рекомендации по ведению инклюзивной группы личностного роста для подростков с ОВЗ. (это заголовок следующего материала - его сделать активной ссылкой, обычно на сайте есть такая возможность.)



Для преподавателей